О поставках на российский рынок шин китайского производства
Если судить по прошлогодним отчетам, потери федерального бюджета в результате незаконных поставок импортных покрышек превысили один миллиард рублей (порядка 20 миллионов долларов). В настоящее время дефицит бюджета может достичь показателя в 22 миллиона долларов. В связи с этим российские производители решили обратиться к властям с просьбой ужесточить ответственность за нарушение таможенного контроля.
За 2015 год на территорию Российской Федерации было ввезено почти два миллиона (1,94) штук покрышек цельнометаллокордного типа. Из них практически 40% - изделия китайского производства.
«В прошлом году примерно половина импорта китайских ЦМК покрышек на таможне декларировались с серьезными нарушениями и занижением стоимости. То же самое касается резины для грузовых авто, поставляемой из Китая», - рассказали представители отечественной компании «Кордиант».
Между тем, еще в конце 2015 года ЕАЭС принял решение помимо существующих 10-процентных таможенных сборов, обложить авторезину китайского производства антидемпинговыми пошлинами. Размер этого налога должен составить 15-35% от таможенной стоимости. Окончательная ставка зависит от компании.
Поводом для введения антидемпинговых пошлин стали многочисленные жалобы на китайских производителей, поступающие от представителей конкурирующих компаний из Таможенного союза. Как отметили члены Евразийской экономической комиссии, в период с 2011 по 2014 годы китайцы продавали свои грузовые покрышки примерно в половину дешевле, нежели остальные участники рынка. Демпинг вынудил отечественные компании также сбавлять цены. В итоге производители начали терять прибыль, нависла реальная угроза над всей шинной отраслью. Для обеспечения честной конкуренции было принято решение на ближайшую пятилетку ввести соответствующие пошлины.
В «Кордианте» убеждены, что введение пошлин существенно повысило заинтересованность в снижении цен на китайские покрышки. Ведь для импортеров это является реальной возможностью значительно снизить стать расходов. Специалисты компании подсчитали, что в текущем году при условии сохранения тенденции к снижению таможенной стоимости госбюджет рискует потерять порядка 22 млн долларов.
«Сложившаяся в отрасли ситуация вынудила компанию «Кордиант» весной 2016 года подать жалобу в правительство о незаконных поставках китайской шинной продукции на внутренний рынок страны», — рассказал представитель отечественного шинного производителя.
«Серые» схемы поставок резины китайского производства по заниженным таможенным тарифам применялись на нескольких отечественных таможенных пунктах, а также действовали на территории стран-участниц ЕАЭС.
«Как можно проследить по имеющимся статистическим отчетам, более 70% импортируемых на внутренний рынок китайских шин имеют в два раза сниженную таможенную стоимость. при этом, проходя через таможенные пункты, эта продукция декларируется с минимальной стоимостью и по особым габаритам», — пояснили в «Кордианте».
Основной проблемой в сложившейся ситуации является невозможность членов ФТС доказать факт таможенных нарушений, связанных с занижением стоимости.
«Как правило, производители пользуются тем, что таможенники не имеют достаточных знаний об импортируемой продукции, — рассказывает специалист компании. — К тому же, зачастую подобные схемы проворачивают фирмы-однодневки, дальнейшие разбирательства с которыми оказываются совершенно неэффективными».
По мнению отечественных шинников, борьба с «серым» импортом в РФ возможна, достаточно лишь ужесточить контроль за ввозом шинной продукции. Помимо этого, ФТС России и отечественным производителям необходимо сгруппировать усилия в выявлении фактов нечестного ведения конкурентной борьбы. Ведь только специалист, имеющей представление о себестоимости продукта, способен определить явное занижение его таможенной стоимости.
По предварительным подсчетам специалистов, на сегодняшний день «серые» схемы ввоза на территорию РФ продукции зарубежного производства нанесли ущерб экономике страны в размере около 5 миллиардов долларов.
«Снижение таможенной стоимости – это серьезная проблема для всей отрасли. Ведь «серый» импорт наносит удар по конкурентоспособности российских производителей», — уточняет эксперт. Также специалисты отмечают, что «серая» продукция в большинстве своем не имеет гарантии производителя.
Стоит отметить, что, приобретая покрышки, ввезенные в страну по «серым» схемам, конечный потребитель рискует стать обладателем контрафактного товара. Как утверждают эксперты «Кордианта», на отечественных дорогах количество аварий, возникших из-за использования некачественных покрышек, составляет 27% от общего числа поломок авто.
Сергей Мурашов, возглавляющий компанию «Авента-Инфо», также считает, что приобретение покупателем поддельной авторезины чревато негативными последствиями на дороге. Более того, клиент несет серьезные финансовые потери, поскольку качество товара изначально не соответствует его стоимости. «Качество контрафактных шин кардинально отличается от качества оригиналов. Использование поддельных покрышек негативно отражается на параметрах управляемости и сцепления с дорожным покрытием. На мокрых и заснеженных трассах использовать такую резину весьма небезопасно», — отметил он.
Мурашов также добавил, что по итогам большинства международных рейтингов именно Китай можно считать основным производителем подделок и товаров низкого качества.